Портал finstandart.ru посвящен кредитам и страховкам. На нем вы всегда найдете публикации, новости, советы специалистов как лучше брать кредит, где и на сколько времени.
Также вы всегда сможете по каталогу подобрать нужный вам банк и рассчитать стоимость кредита и страховки в нашем он-лайн калькуляторе.
Банки стали жестче относиться к заемщикам, нарушающим условия договора. С сентября ведущие участники рынка банковского кредитования изменили правила работы с просроченными кредитами. Об этом говорится в сообщении коллекторского агентства «Центр ЮСБ». Как отмечает генеральный директор компании «Центр юридического сопровождения бизнеса» Александр Федоров, банки, сотрудничающие с агентством, с начала осени увеличили подачу судебных исков на 30%, и в дальнейшем этот показатель будет только расти.
Многие финансовые организации снизили минимальный порог по задолженности при принятии решения о подаче иска в суд, отмечает Федоров. Если ранее банки стремились взыскать через суд долг от 50 тысяч рублей и более, то сейчас сумма снизилась до 20-30 тысяч рублей. Кроме этого, подчеркивает Александр Федоров, финансовые организации в два раза сократили срок просрочки, после которой они обращаются в суд. Если до октября этого года в суд направлялись иски к заемщикам, допустившим полугодовую просрочку, то сейчас все больше становится исков с требованием возврата долгов, если заемщик не обслуживает кредит три-четыре месяца.
Почему банкиры стали жестче относиться к заемщикам, которые допустили просрочку? Немаловажным фактором стало нестабильное состояние финансового рынка: войти в новый кризис, если он все-таки случится, с большим портфелем просроченных кредитов, естественно, не хочет ни один банку.
Начальник управления по работе с проблемными кредитам Первого республиканского банка Александр Кимячев отмечает, что, к сожалению, потенциально проблемные клиенты зачастую используют высказывания официальных лиц или аналитиков в качестве аргумента не исполнять или несвоевременно, то есть не в полном объеме, исполнять свои кредитные обязательства. Он считает, что это происходит то ли в силу менталитета отечественных заемщиков, то ли в силу низкой финансовой и правой культуры нашего населения. «Так, в прессе сообщили о начале очередной фазы кризиса - и недобросовестные заемщики заявляют о наступлении в их понимании форс-мажорных обстоятельств, позволяющих, опять же, по их мнению, нарушать обязательства перед банками», - говорит Кимячев. В то же время он подчеркивает, что люди с высоким уровнем финансовой ответственности, напротив, на фоне разговоров о кризисе стали аккуратнее в обслуживании своих обязательств. Такие заемщики стали осторожнее и в вопросах увеличения долговой нагрузки, то есть в получении новых кредитов и продлении сроков погашения своих обязательств перед банками.
Кризис, начавшийся в 2008 году, заставил банковских специалистов пересмотреть параметры принятия кредитных рисков, и кредитные организации стали применять более жесткий подход при рассмотрении заявок, отмечает начальник управления по работе с проблемными активами физических лиц банка «Стройкредит» Марат Иксанов. При этом он соглашается, что если говорить о ситуации по банковскому рынку в целом, то можно прогнозировать увеличение числа исков к должникам со стороны банков. Специалист связывает эту тенденцию либо с ростом темпов кредитования у отдельных банков, и, следовательно, чем больше сумма портфеля, тем выше уровень просрочки, либо с ухудшением экономической ситуации и снижением платежеспособности заемщиков.
Теперь банк должен ловить заемщика по всей стране
У банков сейчас на очереди на подачу в суды около 1 млн потенциальных исков к должникам, говорит Александр Федоров. Их надо подавать в суд по месту нахождения заемщика, так как, согласно решения Высшего арбитражного суда, банки обязаны судиться с заемщиком по месту его фактического нахождения. Раньше иски в суды подавались по месту регистрации заемщика. Это новшество добавит банкам проблем. «Заемщик может мигрировать по стране, меняя свое местонахождение каждую неделю. Что нам, бегать за ним?» - такую реакцию на решение ВАС высказал президент Ассоциации российский банков Гарегин Тосунян. А Александр Федоров отмечает, что Роспотребнадзор теперь строго следит, чтобы банки соблюдали это требование.
«Увы, получить решение суда по иску банка к заемщику еще не означает вернуть долг, это лишь одна из стадий комплекса мероприятий. А решение ВАС подавать иски по месту фактического нахождения заемщика должно стимулировать банки активнее использовать методы досудебного урегулирования», - считает Александр Кимячев.
Елена ГОСТЕВА
Источник: BFM.Ru