О поправках к закону о ТО «Ъ» рассказал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). «С главой комитета по транспорту Евгением Москвичевым и главой комитета по финансовому рынку Натальей Бурыкиной мы пришли к мнению о необходимости отменить техосмотр для автовладельцев, которые регулярно обслуживают свои автомобили в сервисе. Непонятно, зачем дублировать одну и ту же процедуру техосмотром,— пояснил «Ъ» господин Лысаков.— Поправки могут быть внесены в Госдуму уже в мае». Планы по разработке законопроекта «Ъ» подтвердил и господин Москвичев.
Напомним, что с 1 января 2012 года в РФ вступил в силу закон о техосмотре, принятый в рамках президентской реформы ТО. Контроль над техническим состоянием автомобилей передали из ГИБДД РСА. ГИБДД перестала проверять талоны ТО — они теперь нужны только для оформления полиса ОСАГО. Пройти осмотр можно либо на пунктах ТО, существовавших ранее, либо у автодилеров, которые могут получать разрешение на эту деятельность в РСА. Автомобили младше трех лет от ТО освобождены.
За два с половиной месяца действия закона предпринималось несколько попыток дальнейшего упрощения правил ТО. Депутаты Наталья Бурыкина и Владислав Резник в середине марта внесли в Госдуму поправки, позволяющие на 15 дней приобрести полис ОСАГО без прохождения техосмотра. Господин Лысаков предлагает развить эту идею. «Любой сертифицированный автосервис может вести базу данных, где хранится информация об осмотре и техобслуживании автомобилей постоянных клиентов,— пояснил «Ъ» депутат.— Информация со всех реестров стекается в единую базу РСА, на основе которой будет приниматься решение — выдать человеку страховку или нет». По его словам, если автовладелец не числится в базе как регулярно проходящий техобслуживание, то он получить полис просто так не сможет — ему нужно будет пройти ТО. Вячеслав Лысаков уверен, что нововведение может упросить жизнь «миллионам автовладельцев», которые обслуживаются в автосервисах.
«Идея вполне логичная,— считает президент ГК «Фаворит Моторс» (официальный дилер Skoda, Peugeot, Fiat, Kia) Владимир Попов.— Я бы распространил нововведение только на официальных дилеров, сотрудники которых знают, как поддерживать в исправном состоянии автомобили конкретных марок. Они действуют под постоянным контролем автопроизводителя. Неспециализированные сервисы, даже если и имеют сертификат, никаких гарантий дать не могут, их специалисты якобы разбираются во всех машинах». «Главное отличие предлагаемой схемы от обязательного техосмотра в том, что водитель, не разбирающийся в устройстве машины, сам выбирает, следовать рекомендациям сервиса или нет,— добавил генеральный директор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев.— А значит, никто не дает гарантий, что на дороги не выйдет неисправный автомобиль, представляющий опасность».
Вчера свои предложения по упрощению ТО в Минфин направил и РСА. Организация хочет разрешить выдавать полис ОСАГО без талона ТО, проверяя вместо него договор о проведении техосмотра (то есть фактически в обмен на обещание водителя пройти ТО). Кроме того, из закона об ОСАГО предполагается исключить норму, согласно которой страховку нельзя получить, если срок действия талона составляет менее шести месяцев. И наконец, до 15 июля 2012 года РСА хочет разрешить оформлять полисы вообще без документов о техосмотре, то есть фактически приостановить президентскую реформу ТО.